Что такое вирусный маркетинг: древний миф или реальность
ОГЛАВЛЕНИЕ
● Что такое вирусный маркетинг.
● Цели вирусного маркетинга.
● Методы.
● Виды.
● Ключевые преимущества инструмента.
● Заключение.
Начиная свой бизнес, каждый предприниматель думает о том, как же продвигать свое предприятие и доносить информацию о нем потребителю. И первое, что приходит на ум – это реклама, но реклама бывает разная, у нее много форм и методов. И сегодня я расскажу вам об одно из этих методов, а именно о вирусном продвижении или, как его еще называют, вирусном маркетинге. Постараемся разобраться, что же это такое, а также работает ли он на самом деле или это просто красивый миф. Приступим!
Что такое вирусный маркетинг
Давайте для начала определимся с тем, что из себя представляет вирусный маркетинг.
Вирусный маркетинг представляет собой рекламную технологию, которая для доставки информации о предприятии использует целевую аудиторию. Для этого часто и широко используется метод «сарафанного радио». То есть, к вам пришел клиент и вы просите его рассказывать о вашем заведении друзьям, знакомым и так далее. Цель этого метода в том, чтобы создать общественный резонанс, скандал или общественную провокацию, которые будут разноситься из уст в уста в обществе привлекая внимание к вашему бизнесу.
Очень важно, чтобы сообщение по максимуму привлекало внимание аудитории, что называется «цепляло» ее. Все это для того, чтобы, наткнувшись на ваше яркое оригинальное и необычное объявление или новость человек стремился рассказать о нем друзьям, в идеале показать, а те в свою очередь передавали своим знакомым и близким. В этом и заключается суть.
В данном случае не имеет значение в каком ключе вы подадите информацию. Будет ли это нечто вызывающее удивление и позитивную реакцию, или же будет действовать через негатив. Главное, чтобы акция или объявление вызывали осознанное или неосознанное желание поделиться этим и рассказать другим, передать информацию дальше.
Есть у этого метода свои минусы и риски. Главный из них это попадание под запрет Федерального закона и возможная негативная реакция общественности, которая может привести к тому, что ваше предприятие либо закроют, либо вы иным образом потерпите убытки. Метод требует серьезного и очень аккуратного подхода, чтобы не потерять свою репутацию, потому что как мы знаем заработать репутацию сложно, а вот потерять ее очень легко.
Цели вирусного продвижения
Поговорим немного теперь о том, как это все работает, какие методы и цели распространены в этой технологии. И в этом нам поможет психология. Дело в том, что каждый опытный маркетолог, рекламщик, продажник – знает, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Например, получив хорошие впечатления от товара, услуги, сервиса – человек обязательно поделится ими с тремя или четырьмя самыми близкими людьми из числа друзей, родственников или знакомых. С другой же стороны, получив какой-то негативный опыт, клиент пойдет рассказывать об этом большему числу людей, тут уже речь идет об условном десятке человек.
Таким образом основная цель вирусного маркетинга заключается в том, чтобы воздействовать на мнение социально значимого человека, чтобы через них воздействовать на тех, кто прислушивается к их мнению. В эту группу входят: медийные лица (актеры, музыканты, политики), блогеры (известные и не очень), иные лидеры общественного мнения. В таком случае успех рекламной компании будет зависеть от того, как сильно рекламное сообщение повлияет на конкретного человека.
Вирусный маркетинг может преследовать несколько разных целей:
● Информировать клиента.
● Развлечь клиента.
● Продать что-либо клиенту.
● Создать скандал или провокацию.
● Обучить клиента чему-то.
● Напомнить о чем-либо.
Методы вирусного маркетинга
Чтобы осуществить основные цели вирусного маркетинга, используются различные методы, и я сейчас расскажу вам обо всех методах, которые используются чаще всего.
Pass along. По своей сути то же самое «сарафанное радио». Переводится этот метод, как «распространение информации». Особенность лишь в том, что распространяется этот метод исключительно на интернет пространство, а главным его инструментом являются видеоролики, которые распространяются от одного зрителя к другому. При этом – это никакой-то рекламный ролик, а вшитая ненавязчивая реклама в трейлеры фильмов, клипы с музыкой или же какие-то юмористические ролики. Помимо этого, используются также текстовые инструменты, вроде скандальных или сенсационных статей, а также визуальные — графика, провокационные изображения.
Следующий метод – это ncentivised viral. Метод опирается на долгосрочную раскрутку товара или услуги. По средству побуждения к действию (распространению) и награды за его исполнение. В этот метод входят всевозможные акции, в которых за то, что покупатель или зритель распространяет информацию он получает определённый бонус. «Скидки семейным парам», «Приведи друга и получи скидку в 50%» и так далее.
Undercover. Люди любопытны. Они всегда тянутся к чему-то тайному, сокрытому и непонятному. Этот метод опирается как раз на это самое любопытство. Поясню как это работает. Создается проект, но перед самым стартом вокруг него начинают нагнетать интригу. Или же и вовсе создают ограничения по доступу к проекту. Например, высылают приглашения на регистрацию, только конкретным людям. Это приводит к тому, что остальные начинают потихоньку интересоваться тем, что же происходит за закрытыми дверями, и стремятся всеми силами войти в эту «посвященную элиту» тех, кому известно все.
Buzz. Этот метод хорошо всем известен. Это банальные слухи о проекте или наоборот акции и флешмобы. То есть по факту – это массовое привлечение аудитории любым доступным способом. Отличным примером такого метода будет, наем специальных людей, которые покупают продукцию и хвалят ее потом перед всеми. Например, так делают в «Орифлейм».
Многие помнят этот пример вирусного маркетинга. Конечно, рискованный приём со стороны KFC, но подействовать он отлично – говорили об этой упаковке все, кому не лень.
Виды вирусного маркетинга
Условно можно разделить вирусный маркетинг на несколько видов:
1. Сарафанное радио, о котором мы уже не раз упоминали. Обычно нанимается несколько тысяч человек, которые распространяют информацию, но это не обязательно, если зацепить аудиторию, то она сама побежит рассказывать о вас другим.
2. Слухи. Ну, тут все просто. Необходимо вызвать ажиотаж и привлечь внимание к проекту или услуге? Запускаем слух, он распространяется и постепенно внимание людей приковывается к вам. Для этого информация об объекте несколько искажается с целью вызвать как можно более яркую эмоциональную реакцию.
3. Отслеживание мнений. Необходимо постоянно мониторить перемены в общественном мнении и направлять его в нужное для вашего проекта русло.
4. Провокация. Скандальная ситуация вокруг вашего предприятия/товара/услуги непременно вызовет массовый интерес у аудитории. Они вовлекутся и будут уже сами распространять историю скандала привлекая все большее внимание к вам.
5. Награда за распространение. Метод заключается в том, что предприятие берет из целевой аудитории энное количество покупателей и платит им за распространение информации о своем продукте при любом удобном случае или за выполнение определенного действия, которое поможет продвижению товара.
Плюсы вирусного маркетинга
А сейчас я расскажу, как вирусный маркетинг поможет вашей компании в продвижении товара. Первый плюс не связан с продвижением, но тем не менее приятен. Этот метод очень экономный, потому что не требует больших экономических затрат, в большинстве случаев.
Дальше уже интереснее. Этот механизм позволит вам заработать лояльность вашей ЦА, при условии, что все будет проделано грамотно вы заработаете определенный кредит доверия со стороны потребителя. Информация, распространяемая таким способом, не вызывает подозрения и обычного для других рекламных форм отторжения у аудитории.
Еще один плюс в том, что этот метод хорош тем, что практически никак не ограничивается со стороны закона.
Ну и напоследок, используя данный инструмент, вы сможете распространять рекламу гораздо дольше, так как передача информации, в отличие от других способов, вроде ТВ рекламы, не прекращается очень долго и, в некоторых случаях, сама видоизменяется тем самым продолжая привлекать аудиторию.
Заключение
Мы разобрались с вами в том, что такое вирусный маркетинг и как он работает. Осталось ответить на вопрос, заданный в названии: миф – это или все же реальный метод? Ответ прост: метод реален, и и пользуются не только маленькие компании, но и такие крупные корпорации, как «Макдональдс», «Проктор энд Гэмбол» и другие.
Однако, хочу заметить, что пользоваться этим методом надо крайне осторожно и все же лучше сочетать его с другими методиками, вроде баннеров, контекстной рекламы или роликов на ТВ. Продвигать свою компанию только при помощи вирусного маркетинга не получится.